• +38 067 458 5527
  • info@viru.com.ua
    • +38 067 458 5527
    • info@viru.com.ua
  • ОТСТАВИТЬ ПАНИКУ: ЮРИСТ, АННА ТИМОШЕНКО, КОММЕНТИРУЕТ ЗАКОН О ВВЕДЕНИИ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ

    ОТСТАВИТЬ ПАНИКУ: ЮРИСТ, АННА ТИМОШЕНКО, КОММЕНТИРУЕТ ЗАКОН О ВВЕДЕНИИ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ

    Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

    ОТСТАВИТЬ ПАНИКУ: ЮРИСТ, АННА ТИМОШЕНКО, КОММЕНТИРУЕТ ЗАКОН О ВВЕДЕНИИ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ

    Picture

    Уже несколько дней Украина живет в особом режиме: в отдельных регионах действует Военное положение, введенное президентом П. Порошенко 26 ноября.  Граждане Украины восприняли это событие по-разному – от всецелой поддержки таких шагов до полного неприятия действий Президента и Парламента страны. При этом, что Украина пятый год находиться в состоянии войны с российским агрессором. Смута, вымысел и нагнетание панических настроений  – таков на данный момент результат введения военного положения в Украине.

    Также открытым остается вопрос о целесообразности его введения, о реальных мотивах такого действия, поскольку остается неясным: есть ли общая стратегия защиты страны? Какой результат мы хотим получить за 30 дней? Как это может изменить ход войны? Как это повлияет на жизнь каждого гражданина  и на страну в целом? Думаю, на эти вопросы мы получим ответы лишь 26 декабря 2018 года, то есть после окончания действия военного положения.

    Попробуем без эмоций разобраться в реальных последствиях введения ВП для граждан Украины.  По факту принятых нормативных актов можно сделать однозначный вывод: причин для паники на данный момент нет.

    Что же произошло? Если проанализировать Закон, которым утвержден Указ Президента “О введении военного положения в Украине” и сам Указ, мы увидим следующую картину: специальный режим и временное ограничение прав и свобод граждан Украины касается только 12 статей Конституции. В условиях военного положения ограничены: право на предпринимательскую деятельность, право на митинги и забастовки, на тайну переписки, неприкосновенность жилья, тайну телефонных переговоров, право на референдум, право на образование, право на труд, неприкосновенность частной собственности, неприкосновенность личной и семейной жизни. Ограничены также свобода выбора места проживания и свобода перемещения, свобода слова (во всех проявлениях) и право на выборы.

    Но разве у нас все перечисленные выше права и свободы были защищены государством? Если вдуматься, то де-юре – частично да, а де-факто – едва ли.

    Например, режимом о военном положении может быть ограничено право на референдум, но ведь в Украине и так отсутствует  действующий  Закон о референдумах!

    Или другой пример – тайна телефонных разговоров. Можем ли мы вспомнить случаи несанкционированного прослушивания телефонов граждан Украины? Разумеется. Можем ли мы вспомнить случаи, что кто-то понес за это ответственность? Не можем.   Нарушаются ли наши права в данном случае законом о военном положении? Едва ли. Продолжать список, где права и свободы гарантированы лишь на бумаге в мирное время, можно долго. Ярким примером в этой цепочке является  проведение митингов только по  согласованию с администрациями и так далее.

    Очевидно, что реальные ограничения наших прав и свобод  мы можем получить “от силы”  по 5-ти из 12-ти оглашенных пунктов, а именно: неприкосновенность жилья, право на образование,  право на труд, неприкосновенность личной и семейной жизни,  свобода выбора места проживания и свобода перемещения.

    Учитывать стоит и тот факт, что ущемление данных прав и свобод граждан Украины возможно лишь при наличии соответствующих нормативно-правовых актов  военных администраций. НАПОМНИМ, согласно букве закона, только военные администрации могут приводить в действие механизмы описанные выше. На данный момент ни в одном регионе Украины, где введено военное положение, не создано ни одной военной администрации, а это в свою очередь,  означает, что  в соответствие с ст.19 Конституции:

    “Правовой порядок в Украине основывается на принципах, согласно которым никто не может быть принужден делать то, что не предусмотрено законодательством.

    Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины”.

    В совокупности с другими статьями Конституции это предполагает, что “все люди свободны и равны в своем достоинстве и правах, что права и свободы человека являются неотчуждаемыми, незыблемыми (ст. 21), что права и свободы человека и гражданина определяются исключительно законами Украины (ст. 92). Любые пробелы, коллизии и другие недостатки в законах должны толковаться и использоваться только в пользу лица. Ничто не может быть основанием,  и никто не может принудительно делать то, что не предусмотрено законодательством…”

    На данный момент Закона, который бы реально обязывал граждан делать что-то, что ущемляет их права при военном положении, нет.

    Стоит отметить важный момент: особенность введения военного положения в Украине не предусматривает трудовой повинности, не вводится комендантский час, нет особого режима для пересечения границы для граждан Украины, не запрещены политические партии, банковская система будет функционировать в обычном режиме.

    Иными словами, закручивания гаек нет. Более того, на лицо явное понимание процессов со стороны наших западных партнеров – МВФ без проблем подтверждает следующий транш Украине.

    Как бы кто не критиковал Президента, отбросив все политические аспекты вопроса,  стоит допустить и совершенно фантастический для нашей страны вариант: что, если действительно,  у Президента есть секретная и важная информация о готовящихся провокациях или военных действиях? Что если шаг, на который он решился, действительно, оправдан? Не стоит отбрасывать такой вариант со счетов, хотя и очень не хотелось бы верить в его реальность.

    По сути, мы с вами и так, практически, жили в состоянии Военного Положения. Просто часть моментов узаконили, как минимум, дав возможность пограничникам законно не пускать в нашу страну “гостей” из России, страны ведущей против Украины открытую войну.

    Повода для паники нет. Ждем, анализируем, думаем своей головой и не поддаемся на провокации!

    Анна Тимошенко, юрист, адвокат, основатель ГО “V.I.R.U.”

    http://www.bagnet.org/news/politics/383497/otstavit-paniku-yurist-kommentiruet-zakon-o-vvedenii-voennogo-polozheniya?fbclid=IwAR0CiSBwLnIEeXLWr7h-KqSoo9AlyI6hH43pqLKTOWIqm2C4kxfzVSScFd8

    © 2019 VIRU. All rights reserved.